Сфера туризма в России растет в 3 раза быстрее других отраслей

За первые шесть месяцев 2025 года число предприятий туристической отрасли увеличилось на 3,6% — это втрое превышает средние темпы роста по другим экономическим секторам (+1,2%). К концу июня в отрасли зарегистрировано 81,6 тысячи предпринимателей. Большая часть из них связана с деятельностью турагентств и гостиниц. Об этом говорится в исследовании «Точка Банка», с которым ознакомилась «РГ».

За год количество действующих предприятий выросло на 5,2% по сравнению с аналогичным периодом 2024 года, в то время как остальные сферы прибавили лишь 2,9%. «Рост туризма, опережающий другие сферы услуг, является в значительной степени долгосрочным трендом, подкрепленным фундаментальными изменениями в потребительском поведении и экономике», — отмечает Роман Гареев, кандидат экономических наук, заведующий кафедрой гостиничного и туристического менеджмента РЭУ им. Г.В. Плеханова.

По мнению эксперта, происходит структурная перестройка мышления россиян. «Можно с уверенностью говорить о смене потребительских приоритетов: путешествия стали для многих неотъемлемой частью качества жизни, ценностью, на которую готовы тратить больше, экономя на других статьях расходов. Это смещает туризм из категории «роскоши» в категорию «базовой потребности» для среднего класса», — считает Гареев.

По данным исследования, наиболее динамично развивается сегмент услуг по бронированию — рост составил 12% в годовом выражении. Эксперты связывают это с интенсивной цифровизацией отрасли: приобретение билетов, экскурсионных программ и бронирование жилья все активнее переходит в онлайн-формат через специализированные платформы и агрегаторы. Аренда кемпингов и автодомов выросла на 11%, аренда квартир и комнат — на 9%, деятельность гостиниц — на 5%, туристические агентства и туроператоры — на 3%. По мнению экспертов «Точка Банка», сегмент кемпингов, несмотря на относительно небольшую базу в 7,8 тысячи предприятий, растет благодаря низким барьерам для входа в бизнес.

Согласно исследованию, среднемесячный оборот туристических предприятий в первом полугодии 2025 года достиг 3,3 миллиона рублей. Лидируют турагентства с показателем 4,3 миллиона рублей, на втором месте — услуги бронирования с 2,6 миллиона рублей. Высокие обороты этих сегментов исследователи объясняют их ролью посредников в денежных потоках между клиентами и поставщиками услуг.

В годовой динамике лидируют сферы размещения: гостиницы показали рост оборота на 15,8%, аренда квартир — на 15,6%. Незначительное снижение у турагентств на 1,0% отражает перераспределение платежных потоков в пользу прямых каналов продаж и агрегаторов. Услуги бронирования выросли на 5,5%, а кемпинги показали снижение на 36,1%, что может быть связано с притоком новых игроков и снижением среднего оборота на компанию.

По данным исследования, аренда квартир растет быстрее гостиниц, что, по мнению экспертов, говорит о смещении спроса с классических гостиничных номеров к апартаментам. Гареев считает, что это ключевой тренд российского рынка. По его словам, на это есть несколько причин. «Для семейных туристов и больших компаний аренда квартиры с кухней зачастую в 1,5-2 раза выгоднее, чем несколько номеров в отеле. Наличие кухни позволяет самостоятельно готовить, что не только экономит деньги, но и удовлетворяет запрос на более длительный и осознанный отдых», — считает эксперт. Кроме того, по мнению Гареева, апартаменты, в отличие от капиталоемких гостиниц, позволяют быстро увеличить номерной фонд в регионах с дефицитом классических средств размещения, таких как Калининградская область, Камчатка или Байкал.

Источник: rg.ru